Генеалогическое исследование рода МИДОВЫХ
(выдержки)
Работа учащегося РЦНТТУ КБР
Мидова Аскерби Асланбековича
ученика 11»А» класса СШ № 9
г. Нальчика
Руководитель:
консультант РЦНТТУ КБР
Мидов Асланбек Хаджи-Мусович
Нальчик 2002
ВВЕДЕНИЕ
Бережное, трепетное отношение адыгов к своей родословной было связано с культом предков. С давних времен адыги знали свою родословную, как минимум, до седьмого колена, а некоторые и больше. Им приходилось держать все это в памяти, так как не имели письменности. Многое в настоящее время утрачено. Но не истребим интерес к имени и фамилии человека, к этническим названиям, относящимся к его народу, к судьбе слова, сопровождающего его всю жизнь. Существует даже мнение, что в имени закодирована будущая судьба. Поэтому целью этой работы ставилось изучение и систематизация архивных документов, семейных преданий, реликвий и сведений, полученных у родственников для составления наиболее полной и достоверной родословной МИДОВЫХ. Нами были проанализированы сведения, содержащиеся в литературных и архивных источниках. Мы старались сопоставить жизнь и деятельность своих предков с историческими событиями, происходящими на протяжении почти двух веков.
РОДОСЛОВНАЯ НАШЕЙ СЕМЬИ
Байрон своей родословной
дорожил более,
чем своими творениями.
Чувство весьма понятное.
А.С.Пушкин.
Фамилия нашего рода по-кабардински звучит «МЫД». Ее русская транслитерация «МИД», а принятое русское написание «МИДОВ». Очень любопытная версия происхождения нашей фамилии описана в книге Дж.Н.Кокова и Л.Дж.Коковой «Кабардино-Черкесские фамилии» (л-7). Она связывается с историческим названием области Мидия, находящейся в Северном Иране. На этой территории в I-ом тысячелетии до н.э. существовало Мидийское царство. Сначала эта версия казалась нам невероятной — Мидия так далека от Северного Кавказа. Но когда мы узнали о том, что происхождение протоадыгов тесно связано с хеттами и Хеттским царством, находящемся там же, в Малой Азии, недалеко от Мидии, то такое предположение стало для меня понятнее. Более позднее упоминание сходного этнонима мы находим у русского академика Г.-Ю.Клапрота, проводившего в 1807-1808 гг. историко-филологические и этнографические исследования на Кавказе. «На верховьях Лабы (левый приток р.Кубани), в очень высоких и неприступных горах, живет маленькое племя — Мидовийцы или Мидавей. Они не магометане и живут свободно, не имея ни князей, ни старейшин, но выбирая своими предводителями храбрейших и сильнейших среди них. …абазы из одного племени с Мадовейцами.» («Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.», (л-1) стр. 236).
Впервые об абазинском происхождении МИДОВЫХ, к своему удивлению, мы узнал от МИТ Мехмета, нашего родственника, приехавшего из Турции, города Кайсери (Он приехал учиться в Кабардино-Балкарию в 1994 году. Здесь Мехмет закончил КБГУ, женился на местной кабардинке, сейчас живет и работает в городе Нальчике). Фамилия их рода по-турецки пишется «МIT». Его отец считает себя абазином. Старейшины нашего рода утверждали, и мы это слышали не раз от своего Дады («дада» по-кабардински — дедушка), что все МИДОВЫ, не зависимо от места их проживания, родственники. Он предполагал, что род МИДОВЫХ пришел на территорию Кабарды из селения Первомайское под Кисловодском. Прежнее название села — аул Абукова (Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886г. и 1905 годы (л-9) 2 том стр.6). Абыкъв (Абуков) — это абхазо-абазинское «гора» (л-7, стр 48). В нем и в настоящее время проживают абазины и много МИДОВЫХ. Названые факты позволяют рассматривать справедливым предположение об абазинском происхождении кабардинского рода МИДОВЫХ.
В начале XIX века абазины обозначались как кочующий народ. «В вопросе миграции абазин, которые составляли в историческом прошлом часть абхазской этнической группы, в научной литературе указываются конкретные вехи… «Абазины переселялись на Северный Кавказ из Причерноморья в течении многих десятилетий. Первые сведения об абазинах на северных склонах Кавказа относятся к рубежу XII-XYI вв. При этом в ходе дальнейшего очеркешивания части абазин они вливались во многие адыгские племена: от черноморских шапсугов до кабардинцев». (Л-13, с.12)
Диапазон миграции абазин в Кабарду был разнообразен: от отдельных лиц, семей, фамилий до целого аула. «Пример последнего имел место в 1828 г., когда кабардинский князь Мисост АТАЖУКИН подарил отцу абазинского владельца Кучука ЛАФИШЕВА небольшой участок на правом берегу Малки, где тот поселился со своим аулом» (Л-13 с.17).
Наши прямые предки (прапрапрадед Нагали МИДОВ с семьей) в первой половине 19-го века жили в станице Бабуковской, недалеко от Георгиевска (ныне станица Незлобная Ставропольского края). Проживавшие в ней абазины и кабардинцы в то время служили казаками Волгского казачьего полка и имели определенные льготы перед своими соплеменниками в Кабарде. В следствии Кавказской войны значительная часть адыгов была насильственно вынуждена уйти с насиженных мест. В том числе в 1861 году из станицы Бабуковской переселились семь семейств МИДОВЫ. Одна из них — в Турцию. Остальные же шесть семей переселились в различные аулы Большой Кабарды.
Первое документальное упоминание о наших предках обнаружено в списке 1861г. жителей станицы Бабуковской, переселявшихся в Турцию и Кабарду, из фонда Наказного атамана Терского казачьего войска (ЦГА РСО-Алания). В нем под п.128 названы три сына Нагали МИДОВА — Джамбот, Шахбот и Тембот. Они переселились в аул Лафишева (ныне селение Псыхурей). В посемейном списке селения Лафишева 4-го участка Нальчикского округа Терской области, составленном нальчикским окружным полицейским управлением 30 ноября 1886 году под N 90 значатся наш прапрадед МИДОВ Тембот Нагалиев 44-х лет и наш прадед (его сын) Хаджи-Мурат 19-ти лет. Они считались людьми простого сословия, хотя среди переселившихся семей МИДОВЫХ были и уздени.
Тембот МИДОВ был женат два раза. От первой жены Вороковой у него три сына: Хаджи-Мурат, Мазан, Хазретали, от второго брака с Фыцей Кумыковой еще пятеро детей.
У старшего сына Тембота — Хаджи-Мурата было семеро детей.
Младший из четырех братьев — наш Дада-дедушка Хаджи-Муса Хаджи-Муратович МИДОВ. В ЛПУГе наш Дада окончил в 1934г. педагогический техникум. В 1935 году в составе первой кабардинской драматической студии наш дада был направлен на учебу в Государственный Институт Театрального Искусства им.Луначарского (ГИТИС), где в 1940 году закончил режиссерский факультет. Здесь наш дада познакомился с нашей бабушкой КОСЬЯНЕНКО Василисой Степановной. В Москве в 1938 году у них родилась дочь Танзиль.
Наши Дада и бабушка Василиса с честью прошли Великую Отечественную войну. После войны у дады была огромная работа в качестве режиссера национального кабардинского драматического театра им. А.Шогенцукова, Управляющего по делам искусств при Совете Министров нашей республики, директора Кабардино-Балкарского государственного ансамбля песни и пляски (ныне это известный ансамбль «Кабардинка»), а с появлением телевидения в нашей республике стал одним из первых режиссеров Нальчикской студии телевидения. Бабушка Василиса работала директором Кабардино-Балкарского государственного хора, директором Дома народного творчества, директором кабардинского театра, много лет возглавляла отдел культуры Нальчикского горисполкома. В республике помнят ее как основателя и первого директора Кабардино- Балкарского музея изобразительных искусств. Она рано умерла — в 1964 году.
Наш отец МИДОВ Асланбек Хаджи-Мусович окончил Новочеркасский политехнический институт, работал инженером, главным инженером «Каббалксельэлектросетьстроя», начальником кинопроизводства Гостелерадио КБР, затем профессионально занимался фотографией. Сейчас является представителем Министерства внешних связей КБР по Ростовской области.
Наша мама МИДОВА (АРКАТОВА) Алла Васильевна русская, выросла в семье военнослужащего. Она закончила экономический факультет Высшей Школы профсоюзного движения в г.Москве, много лет работала экономистом. Сейчас работает в Архивной службе КБР главным специалистом.
Нас двое братьев: старший – Аскер, младший брат — Алекс, он моложе на 2 года и две сводные сестры — Инга и Ася, которых мы очень любим и всегда ждем встречи с ними. Они обе сейчас живут в Москве. Инга закончила художественный факультет Ростовского пединститута, сейчас занимается компьютерной графикой и пишет прекрасные картины. Ася учится в Московском архитектурном институте.
У нас прекрасная семья и замечательный род. Мы гордимся своими предками и стремимся быть достойными продолжателями рода МИДОВЫХ.
Послесловие
В нашей работе мы постарались, насколько это возможно, глубоко исследовать корни, происхождение своего рода. У нас в семье сохранилось очень много документов, рукописей-воспоминаний и даже генеалогическое дерево, составленное нашим Дадой — Мидовым Хаджи-Мусой Хаджи-Муратовичем в 1993 г. Нам пригодились даже старые домашние телефонные книжки, в которых Дада педантично записывал не только имена, но и степень родства. В настоящее время у нас появились новые документы из Центрального архива КБР, подтверждающие те сведения, которые содержались в семейных преданиях. Но все это было разрозненно и не давало общей картины истории рода.
В результате проделанной работы генеалогическая таблица пополнилась сведениями еще о 25 членах рода, в том числе о наших предках, живших в начале XIX века. Например в генеалогическом дереве, составленном в 1993 году отсутствовали братья Тембота — Джамбот и Шахбот, сведения о них подтверждены архивными документами, хранящимися в ЦГА КБР. Нам удалось пополнить родословную и фамилиями тех, с кем заключались браки, как по мужской, так и по женской линии.
В приведенных архивных документах часто встречается разночтение в именах. Это объясняется тем, что документы писались русскими писарями и имена воспринимались «на слух». Поэтому интерпретации имен записаны в скобках. Даже в 50-е годы XX столетия случались подобные казусы. Например, когда Хасан Мидов регистрировал рождение своего второго сына, он произнес имя «Осмэн», а русская женщина, выписывающая свидетельство о рождении, записала, как услышала — Гусман. В поколенной росписи в скобках приведены домашние имена, что принято у адыгов, но они иногда встречаются и в документах. Так, например, дочери Мазана Мидова — Жансурат, Кацина и Гошепаго после удочерения их своим дядей — Хатали Мидовым, получили другие домашние имена — Жена, Аца и Нану, и именно эти имена обозначены в л-12.
Несовпадение возраста одних и тех же людей в различных документах обусловлены тем, что в связи с отсутствием в прошлом у адыгов письменности, дата рождения новорожденных не регистрировалась. Очень часто в семье говорили так: этот ребенок родился, когда зацвела вишня, а тот — когда листья уже опали. В Посемейных списках возраст определялся по предыдущей переписи и по внешнему виду, что не всегда соответствовало действительному возрасту. Поэтому даже при наличии документов, содержащих данные о возрасте, в таблице проставлены приблизительные года рождения.
Хотим выразить признательность за помощь свей маме Мидовой Алле Васильевне. Благодаря ей в ЦГА КБР найдены уникальные архивные документы, имеющие отношение к нашему роду.
Мы понимаем, что существует еще много белых пятен в нашей родословной. Важно знать, откуда переселились наши предки в станицу Бабуковскую. Многие женские имена не удалось проследить по документам, так как в Посемейных списках 1886 года женщины упоминались только по количеству душ (см. л-9, л-10).
Но самое главное — сделана попытка собрать воедино, проанализировать и систематизировать всю существующую на сегодняшний день информацию. Подобного исследования нашего рода еще никогда не проводилось. И поэтому для нас большая честь — сделать первый шаг в этом направлении. Надеюсь, эта работа останется, как память, для всего рода МИДОВЫХ.
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974
2. Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. Нальчик, 1998
3. Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов. Нальчик, 1993
4. Журнал «Эльбрус» //Выпуск Кабардино-Балкарского историко-родословного общества. Нальчик, 1999. № 1
5. Журнал «Эльбрус» //Спецвыпуск. Материалы II Международного генеалогического коллоквиума. Нальчик, 2000. № 1
6. Каров А. Псыхурей в документах и судьбах. Нальчик «Эльбрус», 1999.
7. Коков Дж.Н., Кокова Л.Дж. Кабардино-черкесские фамилии. Нальчик, 1993
8. Копия с постановления Нальчикского горского словесного суда об установлении опеки ад малолетними
сиротами умершего жителя села Лафишево Мазана Мидова от 17 февраля 1918 г. (ЦГА КБР, ф. Р-2, оп. 1, д. 126, л. 47-53)
9. Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 и 1905 годы /Под ред. С.Н. Бейтуганова, А.Х. Карова, А.И. Мусукаева, Е.С.Тютюниной. Нальчик, 2000. Кн.2
10. Посемейный список селения Лафишевского, 4 участка Нальчикского округа Терской области, составленного Нальчиским окружным полицейским управлением 30 ноября 1886 года. (ЦГА КБР, ф. И-9, оп. 1, д. 49, л. 40 об.-41)
11. Список 1861 г. жителей станицы Бабуковской, переселяющихся в Турцию и Кабарду. (ЦГА РСО-Алания. Фонд Наказного атамана Терского казачьего войска)
12. Список трудоспособных бедняков с.Псыхурей, нуждающихся в помощи, составленный 14 сентября 1924 г. (ЦГА КБР, ф. И-22, оп. 1, д. 6449, л. 1)
13. Яхтанигов Х. Северокавказские тамги. Нальчик, 1993