К вопросу происхождения фамилии МИДОВЫ (Медовеевцы = САДЗЫ)
Из книги Половинкиной Т.В.
Сочинское причерноморье
Нальчик, 2006г.
с.32 САДЗЫ, южные абазины, абаза – коренные жители Черноморского побережья Кавказа. Садза – самоназвание;
асадзуа – абхазск; абадза – адыгск; джики – грузинск.
с.33. …местность Кбаада … простиралась вдоль р.Мзымта от места впадения в неё р.Ачипсы вниз по течению, включая нынешний поселок Красная поляна с окрестностями.
Здесь проживали общины, которые объединялись(по различным источникам) под названием адыгского происхождения – МДАЖЪУИ (формы написания в литературе: мдазюй, медозюй, мдавей; по-русски –медовеевцы).
В качестве названия их страны (области проживания) в специальной литературе встречается термин «Мдзимта», который этимологизируется как «место мдазюй». Прямую связь с этнонимом имеет гидроним Мзымта, известный по сообщениям первой половины 19 века в нескольких огласовках: Мдзы-мта, Медозюи-мта, Мезюм-та, Мдзимта.
МДАВЕЙ, МУДАВЕЙ – древняя знатная абазинская фамилия, прародиной которой называют верховья р.Мзымта.
с.35. Язык садзов принадлежит к западнокавказской (адыго-абхазской) группе северокавказской языковой семьи. Все народы этой группы (адыги, абхазы, убыхи и абазины, в т.ч. садзы) имеют общее происхождение.
с.35. Многие исследователи признают родство в прошлом садзов и убыхов. Подтверждением такой связи принято считать и данные Эвлии Челяби (1641).
В первом ряду далеких предков садзов называют античных абасгов. Принято считать, что термин «абасги» является грецизированной формой местного этнонима «абаза» (самоназвания абазин).
с. 38. Миграция абазин.
Преобладающая точка зрения: предки североквказских абазин вышли из долин Мзымта, Бзыби и Кодора напрямую через перевалы Псеашха, Марух, Клухор. Переселение происходило постепенно: сначала в верховья упомянутых рек, а затем на северные склоны по соседству с кабардинцами.
В период Русско-кавказской войны садзы (прежде всего горные – т.е. медовеевцы) были известны как активные участники борьбы за независимость. В 1861г. они участвовали в создании конфедеративного государства, субъектами которого стали: Шапсугия, Убыхия, горная Абадзехия и Садзен-Джикетия. Централизованная власть принадлежала ХАСЕ…
с.39. …18 марта 1864г. горцы дали бой русским войскам на р.Годлик (вблизи нынешнего пос. Нижняя Волконка, Лазаревск. р-н) и потерпели поражение.
Военные действия завершились весной 1864г. столкновениями на побережье между царскими войсками и горными садзами – медовеевцами.
Вскоре садзы начали покидать свои аулы и выходить к морю для отплытия в Турцию. Очень скоро они были полностью вытеснены войсками со своих мест жительства.
с. 137. АДЛЕР.
Расположен в устьевой части долины р.Мзымта, по обоим её берегам.
Топоним «Адлер» — одна из литературных форм известного с середины 17в. турецкого термина «Артлар», где Арт» (Ард, Аред) – местная фамилия, «лар» — показатель множественности. Смысловое значение – «община (рода) Ард», «Ардоны». Селение (округ) подвластное в прошлом роду Ард и где он сохранял свое влияние ещё в 1830-х гг. тянулось от р.Мзмта до р.Кудепста включительно и называлось по-адыгски Ардыкуадж (селение Арды).
Француз Ф. Дюбуа де Монперэ (перв. пол. XIX в.) говорит о нем как о селении ардонов.
Прямое указание на природу происхождения исследуемого географического названия содержится в сочинении немецкого писателя и путешественника 1840-х гг. Ф. Боденштедта: «Аредлер (речь идет о селении.- Т. П.) получил свое название по имени княжеского рода Аред, некогда правившего в этой местности, но затем (после высадки в 1837 г. русского десанта и постройки укрепления Св. Духа.- Т. П.), оттесненного русскими вглубь страны. Местные жители стали называть новую крепость так, как назывался древний аул».
Знатный садзский род Ард(ба) издавна жил на правобережье Мзымты, в местности Лия(е)ш, близ мыса Ардлер (Адлер). В 1835 г. в обществе Аред (так у Ф. Ф. Торнау) насчитывалось до 430 дворов (несколько фамильно-родовых поселений). По словам автора, «зажиточность жителей долины Лиешь была известна между садзами». Братья Аредба, пишет он, пользовались уважением в народе, но никакой власти над ним не имели. В прошлом на мысе Адлер, недалеко от устья Мзымты, рос огромный дуб, и находилось святилище, куда окрестное население сходилось на языческие моления, народные собрания и суды. В междуречье Мзымты и Псоу господствующей была фамилия Геч (Гечба). В сер. 1830-х гг. этот старинный аристократический род состоял почти из 80 семей.
С давних пор на Адлерском взморье велась оживленная морская торговля, в том числе с Турцией. При хороших погодных условиях легкие парусно-гребные суда могли подниматься вверх по течению р. Мзымта на определенное расстояние; по ней к устью реки сплавляли лес, заготовленный в ущелье.
Ученый и путешественник сер. XVII в. Эвлия Челеби указывает на существование двух пристаней: «Артлар» и «Лейуш» в пределах обитания общины («племени») Арт, численностью около 30 тыс. чел. Гавань последней (Лейуш), по Челеби, более «просторная», однако «и здесь суда не могут стоять зимой; только в летнюю погоду, в течение шести месяцев можно бросать тут якорь»,- отмечает он же. Остальное время года торговлю вели на рейде, с судов. Большинство окрестных жителей, по словам автора, занималось торговлей. Сюда привозили товары из других мест Причерноморья, а также с северных склонов Кавказского хребта. Согласно русскому военному источнику за 1837 г., «мыс Адлер служил для большей части обитателей северной покатости Кавказа привольным местом к произведению деятельной торговли с турками». (Джеймс Белл упоминает, кроме того, заходившие в местную гавань торговые суда «из Крыма и с Дуная»).
В период Русско-кавказской войны, в июне 1837 г., на мыс Адлер был высажен русский военно-морской десант. Вскоре здесь (в полуверсте от морского берега) было возведено укрепление, получившее название Св. Духа.
Построенное укрепление было, однако, не в состоянии в полной мере обеспечить блокаду этой части побережья и прекратить торговые и иные связи местного населения с внешним миром. Более того, оно неоднократно подвергалось нападениям со стороны убыхов и садзов. В 1854 г., во время Крымской (Восточной) войны укрепление Св. Духа было взорвано своими (русскими войсками), а гарнизон эвакуирован в Новороссийск. Вторично русские войска появились на побережье в марте 1864 г. С 1864 по 1874 г. на месте развалин бывшего укрепления Св. Духа находился военный пост Адлер. Береговую кордонную службу на этом и других постах несли командированные с Кубани казаки.
Русское укрепление, как уже упоминалось, находилось недалеко от устья р. Мзымта, на обширной долине, защищенной со стороны моря густым лесом. Оно было сооружено на вновь устроенной лесной просеке. Вблизи самого укрепления уцелело несколько больших деревьев грецкого ореха, а на краю села еще долгое время сохранялся старинный дуб, около которого, по словам современника, был убит при высадке десанта декабрист и писатель А. А. Бестужев-Марлинский.
Близ реки гарнизон имел большой огород, где, в частности, росли (от косточек) персиковые деревья, которые безо всякого ухода давали плоды. Адлерский мыс не всегда был «пиявочным болотом» еще и потому, что в конце XIX в. «здесь гибли вековые дубы — доказательство того, что болото не старо». Авторитетные специалисты писали, что, к сожалению, «в этом краю при бездеятельности человека болота несомненно должны расширяться, так как сильный морской прибой постепенно заносит устья речек, их вода, не находя выхода к морю или находя слишком узкий, разливается и заболачивает берега». Абазины-садзы, прежние жители этих мест, не допускали подобных ситуаций, заботясь об отводе воды и расчистке русла реки.
с.147. БАБУК-АУЛ, село в Лазаревском р-не.
Располагалось в верховьях р.Шахе. В основе топонима лежит собственное мужское имя Бабук.. В 1860-х гг. здесь жил и пользовался влиянием среди общинников Хаджи Бабуков Алим-Гирей, представитель знатной убыхской фамилии Берзек.
с.185. КРАСНАЯ ПОЛЯНА, поселок городского типа. Расположен на правом берегу р.Мзымта в 45 км. от Адлера на высоте около 600 м.н.у.м.
Местность, в которой находится поселок, носит историческое название Кбаада. Прежнее её населяло общество ахчипсы, относимое к медовеевцам.
КРАСНАЯ ПОЛЯНА, поселок городского типа в Адлерском районе, административный центр Краснополянского поселкового округа. Расположен на правом берегу р. Мзымта, примерно в 45 км от Адлера по новому шоссе, на высоте около 600 м над уровнем моря.
Местность, в которой находится поселок, носит историческое название Кбаада. Прежде ее населяло общество ахчипсы, относимое авторами перв. пол. XIX в. к медовеевцам (мдазюй). Пос. Красная Поляна размещается на возвышенной равнине, называемой русскими источниками поляной или урочищем. По определению комиссии 1866 г., ее площадь составляла 160 дес. (около 170 гектаров). Поляна почти со всех сторон окружена высокими горами. Её пересекает небольшой приток р. Мзымта.
До завоевания Россией Кавказа и принудительного выселения коренных жителей в Турцию и частично на Кубань, в южной части урочища Кбаада, у подошвы окружающего его хребта, находилось большое горское селение, с северной стороны — хозяйственные угодья. Очевидец, побывавший здесь в 1873 г., сообщает, что по всей поляне, в разных местах, растут «ореховые и другие плодовые деревья», а посередине ее стоит «одинокая и мрачная пихта, довольно уже старая», которая, как он слышал, «была священною у горцев». На одной из ближних террас «разбросаны были горские могилы». К концу XIX в., как свидетельствует отчет одной из специальных правительственных комиссий, размер поляны уменьшился, «так как лес опять занял много места, бывшего под культурой».
В прошлом именем «Кбаада» (русская огласовка) называлась не только более широкая часть долины Мзымта, около нынешних селений Красная Поляна и Эстосадок (в нескольких километрах выше по Мзымте), как это было принято во второй половине XIX — начала XX в. Местность Кбаада включала в себя и более узкие части долины этой реки и ее притоков, а также отлогие склоны на всем отмеченном пространстве, «где вместо леса были поля и сады».
Урочище Кбаада явилось местом, где 21 мая 1864 г. был оглашен царский манифест об окончании Русско-кавказской войны, состоялся парад войск. Соответственно та же дата является у адыгов Днем Памяти предков — жертв этой войны (в ряде республик Северного Кавказа — официальным). По окончании активных военных действий (не ранее лета 1866 г.) в урочище Кбаада, с целью вытеснения скрывавшихся еще в горах местных жителей, были дислоцированы части одного из Кавказских линейных батальонов. В декабре 1869 г. место стоянки войск получило наименование «селение Романовское». В 1874 г. войска были выведены в прибрежные посады.
Современный поселок Красная Поляна был основан понтийскими греками — мигрантами из Ставропольской губ., уроженцами турецкого Понта. Прослышав от родственников в Турции о существовании в местности Кбаада плодородных, оставленных кавказскими изгнанниками земель, ставропольские греки послали своих представителей проверить эти сведения на месте. Убедившись в их достоверности, в 1878 г. 30 греческих семей, ведомых разведчиками Фанаиловым и Ксандиловым, преодолели горный перевал Псеашха и вышли к урочищу Кбаада.
По сведениям французского путешественника, географа и спелеолога Э. Мартеля (1903), новые поселенцы назвали свой поселок Греческим. «Другие,- сообщает он же,- звали его также Бродом или Переходом, так как здесь можно было пересечь Мзымту». Красная Поляна — русское название, уверяет Э. Мартель, и означает «красивая, привлекательная», и что «оно полностью соответствует общему облику местности». Длительное время «из-за отсутствия дорог и трудности доступа поселок оставался в забвении» и, наконец, был случайно обнаружен. После этого попечительству о прибрежных поселениях не оставалось ничего другого, как признать самовольно обосновавшихся здесь греков жителями Черноморского округа. В русских источниках конца XIX в. топоним «Красная Поляна», по аналогии с Кбаада, распространяется и на поселок эстонцев (Эстосадок).
По данным на 1 января 1891 г., в Красной Поляне греческой проживало 40 семей (198 чел.), все греки. В дальнейшем численность ее населения росла, в том числе за счет продолжавшихся миграций. В 1898 г. в деревне Красная Поляна насчитывалось около 300 чел., из них 200 чел. были постоянными жителями, остальные иностранцами. Кроме греков здесь жили и славяне (9 чел.). В деревне имелись церковь (деревянный молитвенный дом) в честь Священномученика Харлампия (священник-настоятель Авраамий Андреев), церковно-приходское училище (школа грамоты). В 1897-1898 гг. учителем являлся псаломщик Яков Триандафилов. Преподавание велось на греческом языке. Позже в селе была открыта частная прогимназия (начальная школа) с пансионом. На начало 1901 г. в Красной Поляне числилось 415 чел., из которых 251 чел. проживали постоянно (240 греков и 11 славян) и 164 временно.
В 1899 г. дер. Красная Поляна была преобразована в городское поселение (гор, Романовск); в 1926 г. переведена на сельское положение. Новый статус (село) утвержден не позднее 1938 г.
29 мая 1950 г. сел. Красная Поляна преобразовано в рабочий поселок.
Первоначально сел. Красная Поляна входило в состав Сочинского отдела попечительства о черноморских прибрежных поселениях (с 1888 г. — участок) Черноморского округа (с 1896 г. — Сочинский округ Черноморской губерни). На начало 1925 г. Красная Поляна — центр Краснополянского сельского совета Сочинского района, переименованного в 1934 г. в Адлерский. В 1950 г. сельский совет был преобразован в поселковый.
В 1961 г. пос. Красная Поляна включен в состав Адлерского района гор. Сочи. По Всесоюзной переписи 1989 г., в нем проживало 3,3 тыс. чел., в 1998-м — 3,4 тыс.
ЛАЗАРЕВСКОЕ, курортный поселок, административный центр одноименного района. Расположен в устьевой части долины р. Псезуапсе (Псышуапе — «устье р. Псышу», от псы — «вода», шу — «добрый»).
До 1839 г. и с 1854-го по 1864 г. здесь находился важнейший пункт морской торговли Причерноморской Черкессии (Шапсуги).
с.195. МЕДОВЕЕВКА, село, Краснополяновский поселковый округ. Расположено в бассейне р.Чвижипсе (правый приток р.Мзмта), левый берег.
В начале 20 века носило название Медовеевская поляна. В 1864г. медовеевцы были полностью выселены в Турцию.
По свидетельству очевидцев, на месте нынешнего села долгое время после исхода горцев сохранялись их «большие постройки».
МЕДОВЕЕВКА, село в Адлерском районе, Краснополянский поселковый округ. Расположено в бассейне р. Чвижипсе (правый приток р. Мзымта), левый берег. Образовано до 1897 г. В начале XX в. носило название Медовеевская Поляна (поляна медовеевцев), которое происходит от этнического имени «медовеевцы» (русифицированная форма адыгского термина мдажъуи, медозюй — собирательного названия горного абазинского населения). В 1864 г. они были полностью выселены в Турцию. В прошлом в урочище левого берега р. Чвижипсе, в ее среднем и нижнем течении, обитала медовеевская община Чужхуча или Чигахуча. По свидетельству очевидцев, на месте нынешнего сел. Медовеевка еще долгое время после исхода горцев сохранялись их «большие постройки».
Переселенческий участок «Медовеевская Поляна» был образован на 144 чел. мужского пола. В конце 1900 г. здесь проживало 29 чел. (славяне). На нач. 1905 г. в дер. Медовеевская Поляна числилось 267 постоянных жителей, на октябрь того же года — 199. Переселенцы прибыли из Подольской (более всего), Курской, Полтавской, Воронежской, Черниговской, Киевской, Харьковской губ., Донской и Кубанской обл., преимущественно, украинцы. В 1903 г. было образовано самостоятельное Медовеевское сельское общество, в 1907 г. в селе открылось сельское одноклассное училище. На нач. 1917 г. в Медовеевской Поляне значилось 224 жителя.
Деревня (село) Медовеевская Поляна (Медовеевка) входила последовательно в состав Сочинского округа Черноморской губ., Адлерской волости Сочинского района Азово-Черноморского края (с 1937 г.- Краснодарского). С 1961 г. — населенный пункт г. Сочи.
По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в сел. Медовеевка проживало 44 чел., в 2000 г. — 55 постоянных жителей (33 хозяйства).