Воспоминания, посвященные заслуженному деятелю искусств КБР МИДОВУ Хаджи-Мусе Хаджи-Муратовичу
5 сентября 2004г. была открыта мемориальная доска в память заслуженного деятеля искусств КБР МИДОВА Хаджи-Мусы Хаджи-Муратовича, в честь человека, вся жизнь которого была посвящена развитию национальной культуры нашей республики и, в первую очередь, театра. Поэтому на этой мемориальной доске помещены символы театра: маски комедии и трагедии. Прожита была непростая жизнь: в ней были светлые и темные периоды, гладкие и неровные. Это нашло отражение в стилистике мемориальной доски: белый мрамор – черный гранит, полированная поверхность – необработанная скала.
Где бы он ни работал — всегда ощущал себя театральным режиссером. Он организовывал действо, в котором зритель видел актеров и исполнителей, а сам режиссер всегда оставался «за кадром». И в театре, и в ансамбле, и на телевидении. Х.Мидов по нынешним меркам был долгожителем. Он ушел из жизни в возрасте 87 лет. Большая часть его соратников, тех, кто хорошо знал его и работал с ним, умерли раньше. При жизни, в силу своей сдержанности он не позволял вести разговоры о себе. Поэтому письменных текстов, дающих оценку его деятельности, говорящих о его личности, кроме официальных характеристик и наградных листов, почти нет. В единственной передаче, которую телевидение КБР хотело снять о нем при жизни, на склоне его лет, он перевел речь с себя на разговор о кабардинском театре, который очень любил. А, посмотрев отснятый материал, попросил не выдавать его в эфир. Эта передача увидела свет уже после его ухода из жизни благодаря редактору Гостелерадио КБР — Барасби Тхамокову.
Соприкасавшиеся с ним по жизни, его младшие коллеги по телевиденью сделали несколько замечательных телевизионных передач о нем. В этих передачах, знавшие его люди очень тепло вспоминают его. К сожалению, некоторые из них на сегодня тоже уже покинули этот мир. И, поэтому, их слова особенно дороги нам сейчас.
Здесь излагается прямая речь авторов воспоминаний с минимумом правок, цитируемая, в основном, из видеозаписей телепередач, сделанных уже после ухода из жизни нашего героя.
Телепередача «Гори-гори, моя звезда»
НОТР. Автор — Рина Мартиросова
( к 9 мая 1999 г.)
Владимир Вороков –
руководитель Каббалк.отделения Российского Фонда культуры
режиссер, руководитель телекомпании НОТР
Сегодня у нас в Фонде Культуры состоится вечер памяти человека, известного в культуре и не только в культуре. Он и по жизни был человеком большим, светлым. Хаджи-Муса Мидов.
Я должен сказать, что для меня приятно открывать этот вечер, потому что я много лет работал рядом с этим человеком. Я пришел мальчишкой на Кабардино-Балкарское телевидение, кода Хаджимуса Мидов был главным режиссером этой студии телевидения, и проработал с ним до тех пор, пока он не ушел на пенсию.
Человек, который возглавлял культуру Кабардино-Балкарии, возглавлял Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски (в последствии — «Кабардинка») сделал весьма и весьма много для культуры, искусства, для телевидения, которое тогда становилось еще только на ноги. И вот, сегодня пришли его соратники, пришли его коллеги, его близкие, чтобы вспомнить об этом светлом человеке.
Мне особенно приятно, что этот вечер памяти будет вести мой младший друг, сын Х.Мидова, Асланбек.
Асланбек Мидов
Для меня очень важно, что сегодняшнее мероприятие состоялось, именно в Фонде культуры. Потому, что всю свою жизнь Х.Мидов посвятил культуре Кабардино-Балкарии. Приятно слышать теплые слова, которые сказал Владимир Вороков.
Действительно, жизнь моего отца очень интересно легла на жизнь нашей страны. Она является как бы срезом определенной эпохи. Родился отец за 7 лет до начала социалистических преобразований и ушел из жизни через семь лет после распада страны.
Сегодняшняя передача приурочена к важному событию – это День Победы , один из самых светлых праздников нашей страны и этот день для нашей семьи особенно важен и очень почитаем, потому что этот день – день рождения нашего отца.
9 мая записано в документах отца в связи с тем, что в конце войны в апреле 1945 года он был тяжело ранен и, после операции, сделанной накануне, он 9 мая еще приходил в себя. Это совпало с большим событием страны – Днем Победы и отец считал своим вторым днем рождения — 9 мая 1945 года.
Пат Вороков —
армейский друг
Хажмуса необыкновенным человеком был. Скромный выдержанный, чистый, таких называют — адыгэл1. Это про него.
Я очень грубый был, не похожим на него. Он часто замечания делал мне. И мы очень хорошими друзьями были.
Хажмуса, — про него нет слов хороших, которых нельзя говорить про него. Он был высококультурным, образованным человеком.
Идеальный человек, настоящий патриот.
Замечательный человек был!
А.Мидов
Если рассматривать жизнь отца, то я, анализируя её, разбиваю на несколько периодов, достаточно характерных.
Детство прошло в бедной крестьянской семье, он помогал отцу. В 1926 г. старший брат Карней привез его в Ленинский учебный городок, где он проучился до 1935 года. В 1935 году вместе с группой молодых людей был направлен в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), где учился на режиссерском факультете. С 1940 по 1942г.г. – кабардинский театр, режиссер. 1942-1946 – армия, война, фронт, бои, ранения, награды. Встречи с друзьями, потери друзей… Затем снова родина, театр, управление по делам искусств, ансамбль и телевиденье — последнее место, где он работал до ухода на пенсию.
Выпускники первой кабардинской национальной студии ГИТИСа — удивительные люди. Для меня они по значимости в кабардинской культуре всегда ассоциировались с группой лицеистов Пушкинской поры в российской культуре. Такова группа учащихся ГИТИСа 1935-1940 гг. — выпускников кабардинской студии, такова была и дружба этих людей…
Буха Сибекова —
Заслуженная артистка РФ, народная артистка КБР
Мы так уважали его!..
Мы так окружали, как родного человека, которому нужно подчиняться, стесняться. Он очень много внес в наш коллектив. Дружбу большую он внес. Говорил: «Помогайте друг другу, поодиночке не ходите». Он такой Друг был наш!
Я никогда в жизни его не забуду. Это большой человек! … неповторимый человек! Я никогда в жизни не встречала такого человека. Настолько (глубоко) порядочный. Наши прогоны спектаклей, наши сдачи — все он посещал, все он смотрел. Текст он помогал прорабатывать, (говорил): «Разговаривайте чисто по-кабардински. Легко, по всем правилам, не надо спотыкаться из-за перевода».
Столько помогал нам, и столько любви в нашем коллективе было (к нему)! (Из её беседы с сыном МХХ 08.09.97:
Мы очень уважали его, очень считались с ним. Стеснялись его, подтягивались, когда видели. Когда мы экзамены сдавали, он был всегда рядом.
Кристальным человеком он был)
Хусейн Тавкуев —
актер кабардинского театра,
Народный артист России
Во время войны многие актеры ушли на фронт и многие не вернулись, погибли. К счастью, вернулся Хаджимуса.
Он много трудился, чтобы студия при театре работала успешно. Я очень много взял от него. Хаджимуса уважал наших студийцев. Он таким скромным был, и таким строгим (был) для себя, и для всех нас.
Мы, (все) студийцы очень уважали его.
(На запись этой передачи Х.Тавкуев приехал уже тяжело больным).
(Из его беседы с сыном МХХ от 17.10.97.:
В 1945 – 1948 гг. при кабардинском театре была организована 3х годичная студия. Х.Мидов преподавал нам актерское мастерство. Наш первый, выпускной спектакль – «На бойком месте» Островского. В.Косьяненко (его супруга) тоже преподавала нам. Нас было 28 человек, а осталось в театре (только) двое: Карданов и я.
Мидов был такой честный человек! Все удивлялись, какой он настоящий кабардинец: намыс, правдивый. Мы были студийцами и с вспомогательным составом в театре играли в массовках. (Мы) считали его лучшим педагогом.
Я горжусь, что работал с ним и многому научился у него. Всегда стремился брать с него пример. Все свои награды получил благодаря нему (Все свои заслуги взял у него). Это золотой человек был!…)
А.Мидов
Одним из этапов жизни отца был период, когда в 1951 году его из театра перевели в управление по делам искусств при Правительстве республики.
Хажбекир Хавпачев –
директор филармонии КБР
В сказанном о Х.Х.Мидове сегодня нет преувеличения.
Я не знаю более честного, порядочного, широко образованного, разностороннего человека. Он один из инициаторов становления культуры республики. В развитии музыкальной культуры сделал не меньше, чем в развитии театральной культуры.
Он участвовал при наборе в кабардинскую оперную студию в комиссии в первом наборе, он был и во втором. И самым строгим образом он относился к отбору. Говорил комиссии: «Не надо никого жалеть. Давайте жалеть народ, для которого они будут петь, и создавать новые произведения!». Будучи начальником управления по делам искусств, он приезжал в Ленинград. У нас уроки по живописи проходили в Эрмитаже. И вот, однажды, смотрю, по залу ходит Хажмуса, стоит, смотрит картины французских импрессионистов. А потом, уже после занятий говорит: «Хажбекир, я уже 3 дня на курсах в Ленинграде, давай походим, посмотрим вместе. Я хочу шире познакомиться, так как Управление по делам искусств занимается не только драмой, музыкой, но и живописью». По моему, нет ни одного студийца, который не был бы благодарен Хаджи-Мусе и очень хорошо, что телевидение сочло необходимым вспомнить о таком деятеле, как Хаджимуса Мидов. Я думаю, он этого заслуживает.
Владимир Молов —
композитор, директор музыкального училища
Он всегда находил время и возможность для того, чтобы общаться и указать мне путь, по которому нужно идти. Он был действительно одухотворенным и высокоинтеллигентным человеком, который мог одинаково говорить красиво, уместно и профессионально о музыке. Я уже не говорю, что он замечательный режиссер. Мог поделиться успехами наших выдающихся актеров после очередного спектакля. Хажмуса Мидов, если пролистать его книгу, если вспомнить о нем… — многое говорит о нем как о научном и духовном деятеле, который многое знал, и был широко образован.
А.Мидов
Одним из основных этапов жизни отца была работа на ТВ. 1957г. Тогда только зарождалось наше телевидение, и один из первых режиссеров ТВ был отец.
Юрий Буслик –
телеоператор
Мы вместе с Х.Х. проработали на ТВ больше двух десятков лет. Он режиссером, я – оператором. Часто и много нам приходилось работать совместно. Снимать передачи, сюжеты, фильмы документальные. Прежде всего, я хочу сказать, что все те эпитеты, высокие слова, которые здесь упоминались, я полностью поддерживаю.
Можно без преувеличения сказать, что Хажмуса был образцом честности, порядочности, бескорыстия. Хажмуса был Коммунистом с большой буквы в лучшем смысле этого слова.
Бетал Курашинов редактор ТВ
(Из беседы с сыном МХХ. от 06.09.1997г.:
Хажмуса Мидов был человек честнейший, порядочный, добрый – и эти качества были подчинены идеи. Это был очень обязательный человек. Сын своего времени, сын партии, сын народа, который верил в существующую систему, партии, и честно служил. Это не тот человек, который брал взятки, пользовался служебным положением. Если бы все коммунисты у власти были такие, как он, то эта система не рухнула бы…
Меня привели на телевиденье молодым коммунистом на должность главного редактора 10 октября 1960 г. Тогда Мидов Х.Х. был главным режиссером.
Когда я начал работать, мы ближе познакомились. Адыги говорят: надо быть в дороге (или вместе работать), чтобы узнать человека.
Мидов подбирал основные кадры: режиссеров, помощников режиссера. Его слово было авторитетно и по возрасту и по опыту. Он никогда не повышал голос. И это еще больше подчеркивало его авторитет. Я относился с уважением, зная его прежнюю работу, опыт работы в театре. Я был молод, со своими взглядами и поступками…, но он никогда не повышал голос. Его не просто боялись, а стеснялись и уважали. Был намыс, была дистанция.
В конце лета 1961 года мы вместе поехали в командировку в город Волгоград. Я молодой, 27 лет, Мидов старше: я главный редактор, он главный режиссер. Устроились в центральной гостинице около театра. До совещания мы познакомились с главным редактором Ставропольской студии телевиденья Грязевым В.Н. Мидов пригласил нас на обед, сделал заказ. Мы хорошо посидели. Когда застолье подходило к концу, Х.Х. сказал: «Вы не беспокойтесь, не торопитесь». Он никогда не спрашивал, где мы находимся и я не испытывал никакого давления возраста, авторитета. Но молодость – есть молодость, я задержался, вернулся в гостиницу только на следующий день к 12 часам, а меня уже выписали из гостиницы. Ни одним словом не упрекнул меня Х.Х.
Х. Мидов был настолько пунктуален, что подвести его было нельзя. Но он никогда не вмешивался в личные дела.
Телестудия тогда размещалась в финском домике на территории санатория Калмыкова. В коллективе телестудии были в основном молодые.
Творческий эпизод совместной работы: В молодости считаешь себя великим. Я перевел на кабардинский язык пьесу прибалтийского автора «Папашины игрушки» и решил поставить. Худсовет принял этот 2-х часовой спектакль. В нем были заняты Буха Сибекова, Калиса Балкарова… Я поставил его. Но в эфир его выдавал Х.Х.. Это было время, когда не было видиозаписи и все шло «живьем». Спектакль был очень хорошо принят аудиторией.
В творчестве он всегда мне помогал. Мы не вступали с ним в пререкания. Я никогда не видел, чтобы Х.Х. пошел против совести. Даже если он ошибался, то никогда не нарушал своих принципов. Его отличало некое ДЖЕНТЛЬМЕНСТВО.
Сегодня этот человек – легенда!)
Раиса Афаунова
редактор ТВ и радио,
Заслуженный работник культуры РФ
Первые шаги на телевидении я делала под его началом. Буквально. В 1960 году я, недавняя выпускница журфака МГУ, пришла приглядеться, узнать о возможности работы в тот момент, когда Х.Х.Мидов исполнял обязанности директора телестудии. Он был очень любезен, компетентен, не пощадил личного времени — показал студию, планы работ. Я сразу же зажглась. Все перечисленные передачи мне захотелось делать. (Хотя прежде была очень далека от телевиденья и видела себя только как газетного журналиста.) Меня встретили (благодаря ему) с распростертыми объятиями. За руку ввели в жизнь телевиденья. В тот же день я написала заявление о приеме на работу.
Телевидение тогда смотрело очень небольшое количество людей. Передачи из Москвы к этому времени до нас еще не дошли. И наши передачи к телезрителям еще не до всех доходили.
Работали мы, можно сказать, очень примитивно. Техники было мало. Фотография, узкая кинопленка без звука. Передачи приходилось вести, как говорится, живьем, прямо в эфире.
И вот мне поручили первую передачу. Она была адресована школьникам — «Знаешь ли ты свой край». Он очень неназойливо помогал — Х.Х. Когда прошла эта передача, а мне пришлось вести ее прямо в эфире, он подошел ко мне и говорит: «Я увидел, ты будешь уметь разговаривать в эфире».
Потом он привлек меня к журналу «Горянка» и настоятельно подсказал, что этот журнал я должна вести. Х.Х. привлек меня к делу, которое стало делом всей моей жизни. Он был из работящих, и с этой работой он справлялся скромно, красиво.
Если бы сегодня смог услышать все те высокие слова, которые мы о нем говорили, он бы очень сильно засмущался бы. Он был такой человек. И мне все-таки жалко, что он не слышит эти добрые слова. Вот есть слова у Хабаса Шогенова: «Сыл1а иужьк1э схужывмы1э, сыщыпсом жывмы1эфа» — «Когда я умру, не говорите тех (высоких) слов, которые не смогли сказать мне при жизни».
К сожалению, мы при жизни не смогли ему сказать эти добрые, эти хорошие слова.
А.Мидов
Одним из заметных этапов жизни отца были 1955-1957 гг. Это был период, когда он работал директором Кабардино-Балкарского ансамбля песни и пляски. Ему пришлось тогда сделать очень большую работу. Я был мальчиком и, когда танцевали, мне было очень интересно смотреть эту красоту. Я крутился около подмостков, где танцевали артисты, и с интересом наблюдал, как шли репетиции, и какое участие принимал отец в становлении ансамбля.
Действительно, отцом очень большая работа была сделана по становлению этого коллектива, превращению его в высокопрофессиональный ансамбль.
Когда он ушел на пенсию, у него стало больше свободного времени для работы, которой ему хотелось бы заниматься. Он написал книгу об ансамбле. Значительную часть книги, готовя к печати, он отдельными блоками выносил в Кабардино-Балкарскую правду. И здесь очень много с ним работал Заудин Гоплачев.
Заудин Гоплачев –
журналист КБП
С первой же нашей встречи, с первой минуты, как он начал разговаривать со мной, я почувствовал, что это тот человек, у которого очень много осталось от чистоты детства. Наверное, каждый из нас настолько хорош, насколько он сохранил детской чистоты человеческой.
Х.Х. был в чем-то очень наивен, но чистота его, была помечена каким то особым знаком.
Наверное, будет справедливо сказать, что он за свою жизнь для искусства Кабардино-Балкарии успел сделать столько, что если появится еще человек, который сделает хотя бы половину, то можно будет считать, что нашей республике повезло.
Это человек широкой души. Талантливый и мужественный.
А.Мидов
Отец активно занимался связями с ветеранами войны. Переписывался, регулярно выезжал на встречи с однополчанами для празднования Дня Победы 9 мая.
И я очень признателен Чеченову Шамилю Шахангиреевичу за ту братскую заботу, которую он оказывал моему отцу и всем ветеранам войны г.Нальчика.
Шамиль Чеченов —
Председатель Нальчикского городского
Совета ветеранов войны и труда,
в прошлом — министр образования КБР
Хочу сердечно поблагодарить Фонд культуры, Ворокова Владимира и тех товарищей, которые сегодня нашли время и вспомнили нашего боевого товарища Мидова Хажмусу.
Много хорошего говорили те, кто работали вместе с ним и общались с ним до последних дней жизни. Я бы хотел сказать о нем, как о фронтовом товарище, который прошел по огненным дорогам Великой войны, был ранен, командовал подразделением и вместе с другими товарищами в годы ВОВ с оружием в руках защищал свое Отечество. И был он не простым солдатом, был командиром целого подразделения. Награжден орденом Боевого Красного знамени, орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны 1 степени и многими медалями.
Он один из тех фронтовиков, который систематически встречался со школьниками, студентами, вел большую военно-патриотическую работу с молодежью.
Когда о человеке нужно знать, кто он такой, судят обычно по его наследникам: кто его сын, дочь. У такого скромного человека, высокообразованного человека, не может быть плохого сына или дочери. Вот Асланбек. Я просто влюблен в него… Самый порядочный из его поколения… Сейчас трудно найти таких, и молодец он, не забывает отца. Он не забывает тех, кто с ним работали, трудились. Он не забывает и фронтовых друзей своего отца.
А.Мидов
Благодарю за то, что вы пришли сюда. Поздравляю всех вас с Днем Победы! Это один из самых светлых праздников в нашей стране.
Спасибо Вам всем. Мне было очень приятно, что состоялся этот разговор. Мне особенно приятно, что слова, которые вы сегодня сказали, услышал стоящий рядом мой сын, Аскер.
Я бы хотел, чтобы вы были здоровы, чтобы дети ваши были здоровы!
И чтобы никакая война не коснулась нашей земли!
*****************
Телепередача «Линия жизни»
ГТРК КБР. Автор — Лариса Алоева
Ноябрь 1998г.
Лариса Алоева —
редактор ГТРК
У каждого поколения свое время, у каждого поколения своя судьба, своя слава и свои герои. Уже год, как нет с нами Хаджи-Мусы Хаджи-Муратовича Мидова. Режиссера, отмеченного печатью таланта. Он был способен видеть то, что не дано видеть другому. В нем был запечатлен дар воистину божественный…
На подмостках театра, на экране телевидения он принадлежал своему народу, был провозвестником в общественной жизни. Его голос был слышен глубоко — в самом сердце современников. И сам он ощущал эту связь с неким высшим началом, ощущал и, как бы пытаясь оформить свои ощущения, писал «Я чувствую людей!…»
Для Мидова мир устроен был просто и симметрично. Друг или враг, правда или ложь, добро или зло, свобода или неволя.
И страна его любимая и неделимая!
И вернулся он к мирной жизни с войны с непреходящим чувством того, что каждую минуту нужно творить добро, чтобы изжить зло.
Жизнь его была прекрасным временем потому, что ощущал, как нужен был людям. Он был считанным человеком в культуре. Раздавал глотки духовной свободы, вовсе не будучи человеком мечтательным. А в душе оказался поэтом, способным на яркие поступки и дела.
Х.Х.Мидов формировал убеждения, культуру целого поколения людей. И люди об этом помнят.
Буха Сибекова —
актриса кабардинского театра,
Заслуженная артистка РФ, Народная артистка КБР
Х.Х.Мидова я знаю с 1935 года.
В 1935 году мы, кабардинская студия, уехали учиться в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Мы были очень молоды. Он старше нас был и был (он) как образец у нас. Как мы его уважали и любили! Этого не рассказать. Порядочнейший человек, неповторимый человек. Все студенты, а там было 12 национальных студий, по-моему, (все) с него пример брали, настолько он был уважаемым. У нас был художественный руководитель в институте – Ефремов, но Х.Х. всегда был рядом. Он всегда интересовался нашими успехами, что нам дают, и что нам не удается.
Текст очень он любил. Кабардинский текст. Мы ставили «Женитьбу Фигаро» на кабардинском языке, «Таланты и поклонники» Островского на кабардинском языке, в переводе. И он всегда интересовался, как у нас звучит этот текст. Замечание сделает тактично.
Ни в коем случае он не разрешал, чтобы что-то не правильно сказали по-кабардински: «Никто вас слушать не будет, никто воспринимать вас не будет. Надо, чтобы не чувствовалось, что это перевод». Тембот Керашев говорил: «…товарищ Сибекова, кабардинский язык как музыка!..» И я сразу вспомнила Х.Х.! Он все время требовал полную самоотдачу, он все время работал с нами. Мы так ему благодарны! Такое светлое воспоминание он оставил в душах людей, наших актеров, это не передать!
Он работал с нами над пьесами: «Любовь Яровая», «Чапаев», «Гоашагаг и Каншоубий», «Лекарь по неволе».
Это неповторимый человек! Вот сейчас наших старших уже нет в живых. Если бы они были, только хвалили бы его, только хвалили!…
Он говорил: «Жизнь такая короткая, зачем отравлять ее какими то неприятностями. Надо ее так прожить..!».
Что бы я ни говорила, это очень мало!.. Надо книги о нем писать. Потому, что это настолько Большой Человек был, настолько чистый, порядочный… О нем надо писать!
Пат Вороков –
армейский друг, ветеран ВОВ
У кабардинцев, если сказал «адыгэл1» – это большое дело. Он чистый «адыгэл1» был!..
Я всегда любил форсить, а он простой был… Замечательный человек был. Все что хорошего на свете есть, можно про него говорить. Это человек воин, человек воспитатель подрастающего поколения, своим примером воспитывал людей. Я его очень любил.
Мы с ним познакомились в 1946 г. Уже война кончилась. Я ехал верхом. Лошадей красивых, я когда-то служил в кавалерии, любил лошадей. А он светлый, на русского похож, не похожий на кабардинца. Идет с госпиталя…
Лошадь машины боится, не хочет обходить. Я по-кабардински заругался. Он кричит: «Эй, уэ адыгэ?» (ты кабардинец?) на меня. Я спрыгнул с лошади, обнял его.
— «Куда идешь».
— «Меня отправили в (65 армию?) в резерв».
— «Не надо никуда, поехали к нам…»
Это был очень скромный человек. Очень человечный и очень умный.
Соня Шериева –
солистка государственного ансамбля песни и пляски КБР,
Заслуженная артистка РФ
Х.Х. мне был (как бы) вторым отцом. Особенно на гастролях был очень внимательным.
Он был очень талантливым режиссером, (при этом) человеком очень скромным. Никогда не видела, чтобы он позволял себе, что-то лишнее. Возмущался сильно, если видел непорядок, не справедливость. Он был всегда спокойным, уверенным. Прекрасный друг, хороший администратор и человек.
Я дублировала Курацу Каширгову. Танцевала очень стройно, как струночка. Они вместе с Мидовым говорили мне: «Не забывай следить за осанкой! Не забывай, что ты должна и в жизни ходить стройно, как танцуешь!».
В те годы очень трудно было (1955 г.). Он иногда даже со своей зарплаты кормил нас, особенно молодежь. Соберет всех на гастролях, в ресторан или в столовую поведет нас, покормит за свои деньги. Часто спрашивал нас: «…а деньги еще есть у вас, не закончились?». Учил нас, как бережно относиться к своему скромному заработку, суточным.
Трудные годы были, тяжелые переезды. Все (это) он учитывал.
О нем у меня осталась очень хорошая память. Никогда не забуду. Все, что есть хорошее у меня, львиную долю я обязана ему. Даже как я одевалась, следил. Он по-кабардински говорил мне: «Вот сегодня встреча, Сонюшка, одевайся со вкусом. Сочетание цветов подбери, чтобы выглядела строго и скромно». И на телестудии он много раз снимал наш ансамбль, книгу об ансамбле написал.
Вот таким я помню этого талантливого и литератора и режиссера и администратора.
Пшизаби Мисостишхов —
Заслуженный артист РФ
(Из беседы с сыном МХХ в апреле 2004г.
Мой приход в театр связан со знакомством с Мидовым Х.Х.. В 1953 году, закончив школу, мальчишкой я увидел объявление о наборе в кабардинскую театральную студию в ГИТИС в Москве. От радости, чуть не в припрыжку прибежал в Управление по делам искусств при правительстве республики, к его руководителю Мидову Х.Х. Он очень заинтересованно встретил меня и попросил документы. Когда я полез за ними, к своему ужасу обнаружил, что потерял аттестат. Я пообещал найти его. Но, несмотря на отсутствие документа об окончании школы, я прошел все отборочные туры, попал в Москву в ГИТИС. И только через год, приехав после 1 курса на каникулы и, случайно, встретив директора школы, узнал, что аттестат найден.
Став взрослым, уже зная принципиальность Мидова по совместной работе, я удивлялся тому, что он помог мне в главном, хотя формально, был не обязан.
Хаджи-Муса Хаджи-Муратович всегда был очень внимателен к молодым театралам).
Анатолий Бичов —
ветеран ГТРК КБР:
диктор, редактор, председатель Гостелерадио КБР
Х.Х. пришел на телевидение из театра (и он это не скрывал). Он был первым профессиональным режиссером на Кабардино-Балкарском телевидении. Ему приходилось готовить кадры, ему приходилось развивать телевидение, и он взял все самое лучшее от театра и привнес в телевидение. (Он) очень серьезно работал с актерами. Очень скрупулезно относился к тому, как проходили репетиции: трактовые, студийные, застольные. И старался всегда присутствовать на этих репетициях. Мы много лет проработали вместе. Окинув взором прошлое, могу сказать: Х.Х. стал классиком Кабардино-Балкарского телевидения. Я думаю, что и нынешнее поколение и те, кто работал с ним, будут долго, долго помнить его, поскольку он оставил после себя не только принципы телевидения, не только технологию, но и духовное наследие. Он воспитал многих из нас, мы хотели быть на него похожими. Потому что это был человек интеллигентнейший, (это был человек) тихий, спокойный, терпеливый, для которого не существовали субботы, выходные или праздники. Не существовали, если нужна была работа, если он мог что-то полезное сделать для ТВ.
И еще я хотел бы вспомнить один полузабавный эпизод, с которым связан, с другой стороны, достаточно важный для ТВ вопрос, как одеваться на телевидении. Он строго следил, чтобы неопрятных, не подстриженных не было в эфире, чтобы аляписто не одевались наши дамы, чтобы не было вычурных причесок. Он за этим следил, но и он не знал, как быть дикторам летом, в жару.
(Так) было принято, что диктор (должен) был одет в черный костюм с черным галстуком и в белоснежной нейлоновой сорочке. Но он видел, что мы страдаем, обливаемся потом (я в то время работал диктором). Он не знал, но чувствовал, что можно что-то сделать… А как – не знал. Не все же знает человек. И он предложил мне самому: «А ты попробуй, поищи, может, ты найдешь себе одежду, которая подойдет». Ну, я одевал безрукавки, тенниски, футболки, все не подходило, все браковалось. А потом, однажды, я одел серую рубашку с длинными рукавами, застегнутую на все пуговицы. После передачи он не забыл, подошел и сказал: «Вот это хорошо. Оказывается, можно в простой кабардинской рубашке выйти в эфир и все будет вполне нормально».
А, это была импортная рубашка.
Мухазир Урусов –
выпускник 2-й студии ГИТИСа, режиссер ГТРК КБР
Х.Х. я знаю с 1953 года. Он тогда работал начальником Управления по делам искусств Совета министров республики. При отборе кабардинской национальной студии в ГИТИС он принимал активнейшее участие. Он повез эту студию в Москву, определил нас всех. И каждый раз, когда он приезжал в Москву, он навещал нас, спрашивал: как идут занятия, какие успехи и т.д. И тогда мы обратили внимание, что он очень внимателен к новому поколению. (Он) не безразличен к судьбе национальной культуры Кабардино-Балкарии.
А когда мы вернулись, он работал главным режиссером телевидения, и пришлось нам, молодым актерам, принимать участие в его постановках, его телепередачах.
Его всегда отличала огромная заинтересованность в становлении национального телевидения КБР. Целая плеяда телевизионных режиссеров прошла его школу. Два корифея были на телевидении: Х.Х.Мидов и В.Х.Панасян, которые много сделали для становления Кабардино-Балкарского телевидения. Некоторые цикловые передачи, журналы были созданы непосредственно с его участием. Например, как режиссер Х.Х. создавал наиболее популярные в то время тележурналы: «Хьащэщ», сатирический тележурнал «Шибжьий». Этот журнал долго просуществовал на нашем ТВ.
При нем мы начали переносить некоторые театральные спектакли на телевидение. Это его инициатива была, и нужно сказать, очень удачная. Эти спектакли на телевидении иногда звучали (даже) лучше, чем на сцене.
Что главное было в его работе — это аккуратность во всем. Нельзя было не уважать этого талантливого организатора, очень порядочного и честного человека. И все старались подражать ему.
Зарамук Кардангушев —
выпускник 1-й студии ГИТИСа,
Заслуженный деятель искусств, народный артист КБР,
писатель, кабардинский драматург,
ученый-исследователь адыгской национальной
исторической культуры, адыгский джегуако.
Особый, особенный был человек. Особенный по труду, трудолюбивый (человек), серьезный и вдумчивый. Это удивительный человек был!
Для того, чтобы его рассердить, или для того, чтобы он громко говорил, надо было что то особое сделать (ему). (Он) такой хороший был человек!
Он ставил пьесу мою после войны. Восстанавливал и каждый раз говорил: «Зарамук, пожалуйста, приходи, посиди рядом со мной, сделал ли я эту работу правильно или нет».
Обязательно посоветуется, обязательно. Без совета – не делал.
Удивительно было для меня, что после его смерти сын его мне принес целую большую папку, которую он завел про меня. Там и фотографии, там и биография моя, там какие награды были у меня. И каждый день он вел дневник про каждого заслуженного артиста. Это удивительно. По собственному желанию он работал вот так.
(Из беседы с сыном МХХ от 13.10.97:
Хажмуса много сделал для истории театра….
Сначала Мидов поехал на курсы директоров, а Шортанов на курсы режиссеров. Год спустя Шортанов ушел из института и уехал. Театру нужен был режиссер, поэтому Мидов перешел на режиссерский факультет. Мы познакомились в поезде, когда ехали поступать в ГИТИС. Трое суток в плацкарте. 33 кабардинца и 31 балкарец. Средний возраст около 20-ти лет. Мне и Бухе Сибековой — 17 лет.
С первого курса было отчислено 10 человек. На второй курс пришлось добирать несколько человек, в т.ч. был Болов Мурат.
Самым скромным, самым спокойным (тихим) и сдержанным (терпеливым) был Мидов. Он очень усердно учился, не теряя время на прогулки.
Однажды, я подрался. Он поговорил со мной, я стал более степенным. Вообще, я хотел походить на него, но темперамент не позволял.
Там же он женился, там же родилась дочь Танзиль. (Позже, в Нальчике они жили на ул.М.Кабардинской. Танзиль я держал на руках).
В.Косьяненко (его будущая супруга) училась на директорском факультете. Они подружились. Нам, студийцам, было известно, что он написал ей письмо, примерно такого содержания: «Ты не думай, что я герой. Я обыкновенный человек. И подумай хорошо, прежде, чем выйти за меня замуж!». Косьяненко была очень умная, исключительная женщина!..)
Барасби Мулаев
выпускник 2-й студии ГИТИСа, известный киноактер
То, что я думаю о своем отце, то же самое я думаю о Хажмусе…
Дорого, (из того) что мне запомнилось: ни разу не было случая, чтобы он шел на улице, и прошел не остановившись, если увидел меня. Если увидел, обязательно остановится, пожмет обязательно руку, спросит, как Борис, что нового, чем порадуешь.
Вот такое внимание, добропорядочность в нем заложена была — основа из основ его личности, характера.
Лариса Алоева
Я закрываю альбом жизни, весь пронизанный чувствами и воспоминаниями о жизни Х.Х.Мидова. Побывал альбом в руках всего у десятка людей. А сколько воспоминаний навеяла душа мудрого и светлого человека, замечательного режиссера, Х.Х.Мидова.
Так жил человек, заботами других людей, тем и остался в памяти, тем и оставил след живущим. Менялись правительства, системы, социальная среда, а Х.Х.Мидов оставался на скромном посту служителя культуры.
*****************
Телепередача
«Наброски к портрету.
90-летию Мидова Х.Х. посвящается»
ГТРК КБР. Автор — Ольга Мальбахова
16.05.2000 г.
А.Мидов
Анализируя жизнь своего отца, я прихожу к удивительному выводу. Он человек конкретной исторической эпохи. Человек эпохи построения коммунизма (который так и не был построен…). Его активная часть жизни пришлась на этот период, и является характерным примером жизни советского человека. Родился он за 7 лет до начала социалистических преобразований и ушел из жизни через 7 лет после развала Советского Союза.
Танзиль Курашева —
дочь
Мой отец, Мидов Х.Х. родился в 1910 г. в с. Псыхурей Баксанского р-на. Как говорила его мать, он родился тогда, когда на деревьях стали появляться зеленые листочки. Это о времени года. А фактически никто не знает, так как записи не было. А о том, какой день мы отмечаем, существует своя семейная легенда.
В конце апреля 1945 г. во время боевых действий Х.Мидов получил тяжелое ранение. Рядом с бруствером траншеи, в которой он находился, разорвалась мина. Тело было закрыто землей, голова каской, незащищенными оставались лицо и шея, которые были иссечены осколками мины. После взрыва отца контузило, и он потерял сознание. Очнувшись, обнаружил, что не видит одним глазом, и решил, что потерял его. К счастью, было лишь перебито верхнее веко, оно опустилось вниз и закрыло глаз. Ему сделали серьезную операцию под общим наркозом. От операции, от наркоза он отходил еще 9 мая, когда узнал об окончательной Победе в ВОВ. Этот день он стал считать вторым днем своего рождения, в нашей семье так и отмечается. Этот день записали в его документы как официальную дату рождения. А часть осколков так и осталась у него в голове до конца жизни.
А.Мидов
В 1926 году старший брат отца Корней отвез его в Нальчик, в Ленинский учебный городок. Там отец закончил 4 класса школы, поступил в педтехникум, закончил его в 1934 г. по специальности преподаватель кабардинского языка.
О.Мальбахова
В августе 1935 г. областной отдел народного образования Кабардино-Балкарской республики отбирал юношей и девушек для обучения в национальной студии в Московский Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) им. Луначарского. 7 сентября 1935 г. Х.Мидов стал студентом ГИТИСа, который он закончил в сентябре 1940 г.
Т.Курашева
Наша мама В.С.Косьяненко одного года с отцом. Родилась она далеко от здешних краев. Но судьба свела их в столице нашей Родины — в Москве в студенческие годы. Она вначале поступила в институт кинематографии на актерское отделение. Способных студентов часто приглашали на киносъемки. Но, так как техника тех лет была несовершенна, студийное освещение повредило ей зрение. Она вынуждена была оставить ВГИК и перевелась в ГИТИС. Там они с отцом и встретились. Так как она был человеком грамотным, ее конспекты с лекциями гуляли по студенческим рукам. Благодаря этим лекциям они и познакомились.
У них, можно сказать, сходная специальность. Она кончала театроведческий факультет, а он режиссерский факультет и у них было очень много общих профессиональных интересов. Это, видимо, их сближало.
Мама работать начала с июля 1938 г., едва приехав в Нальчик, уже стала работать инспектором театров управления по делам искусств КБАССР. Затем работала заведующей учебной частью театральных и хоровых коллективов КБАССР. Директором Кабардино-Балкарского государственного хора. Это все в довоенный период.
А (в военные годы) с августа 1941 г. по апрель 1944 она работала в эвакогоспиталях начальником клуба. Затем она вернулась в Нальчик. Далее её служебная биография складывалась следующим образом: 1944-1945гг. – Директор республиканского Дома народного творчества.
1945-1947гг. — Директор Кабардинского государственного драматического театра.
1947-1948г.г. — заведующая учебной частью кабардинской театральной студии.
Затем почти 10 лет она работала заведующей городским отделом культуры (г.Нальчика).
С 1962г. работала директором музея изобразительных искусств. Этот музей создавала она. Ездила в Ленинград, в Пермь, ездила по России. Искала в запасниках, в подвалах материалы для экспозиции. Сначала музей располагался в садике Свободы (ул. Советская – ныне ул. Кешокова), напротив Танцевального зала. Потом они перешли в (нынешнее) благоустроенное здание на пр.Ленина. Это было последнее место ее работы.
Была депутатом Нальчикского городского совета депутатов трудящихся с 27.02.1955
Имела правительственные награды – медали:
* «За оборону Кавказа»;
* «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг.»;
* «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг.».
Почетные грамоты:
• «За отличную работу в городском отделе культуры» — 1957г. Мин.культ.СССР и ЦК Профсоюзов работников культуры;
• «За плодотворную работу по подготовке национальных кадров для Кабардинского Гос.Драм.театра» -1948г. Президиума Верховного Совета КБАССР.
О.Мальбахова
Молодой талантливый режиссер, полный творческих замыслов, глубоко любящий свою землю и национальную культуру отправляется на фронт. Как знать, если бы не война, какие еще творческие работы появились бы на сцене национального театра. Хотя кто знает, может быть именно, в т.ч. и война сложили личность этого человека: твердость и непримиримость к несправедливости.
Сохранились дневники Х.Мидова, где он описывает военные события: Вот один из ярких эпизодов, который, если зрительно представить, выглядит как захватывающий кинобоевик.
‘…стремительным броском мы ворвались в крупный населенный пункт. После того, как освободили группу домов, надо было перейти улицу и начать освобождение следующего квартала. Я приказал солдатам переходить улицу по одному. Когда первый солдат перебегал улицу, раздался выстрел, и он упал. Второй солдат был тоже убит. Оказалось, что снайпер противника засел на чердаке дома следующего двора, и простреливает улицу, не пуская нас. Я обратился к солдатам с вопросом: кто пойдет добровольно на уничтожение снайпера противника? Никто не вызвался.
Тогда я решил пойти сам. Взял с собой несколько гранат. Калитку открыл заранее, и резким броском перебежал улицу. Раздался выстрел снайпера, но он опоздал. Я заскочил в следующий двор. Двух немцев, которые выходили из дома, застал врасплох. Воспользовавшись этим, дал по ним автоматную очередь. Они не успели ответить. Побежал к дому и бросил гранату в комнату через дверь. Раздался взрыв. Трое солдат, которые находились там, были убиты. В этом доме больше никого не было. А снайпер находился в соседнем. Быстро подобрался к тому дому. В нем был только снайпер. Выкурил его из чердака гранатой и автоматной очередью.
Путь для перехода в следующий квартал был открыт’.
А.Мидов
Режиссером в театре отец служить начал с 1940 г. после окончания ГИТИСа. До 1942 г. театр работал в Нальчике, а затем театр был эвакуирован. Х.Мидов ушел в Армию. После возвращения в 1946 г. из армии домой, в Нальчик отец возвращается в театр и по 1951г. работает там режиссером.
Куна Дышекова –
Заслуженная артистка КБР, Народная артистка РФ
Когда Хажмуса был у нас режиссером, мы ставили такие объемные спектакли — зритель на руках нас носил!
А потом Хажмуса стал начальником Управления по делам искусств (тогда Министерства культуры не было). Потом перешел в ансамбль. В общем, Хажмусу мы потеряли.
Мы познакомились со студийцами (ГИТИСа), когда они приехали в отпуск. Мы ставили Шортановскую «Хококуну».
Они пришли к нам. Студенты Московского ГИТИСа. Зашли в гримкомнату, обнимали, приветствовали мы их, они нас. В зрительный зал ушли они. Я говорю: «Какие красавицы приедут к нам, это такая радость! Сегодня необычайно буду для них играть!». Вот такой радостной была наша встреча.
А потом, после окончания института, вернулись они. Тех, у кого багаж хороший, из колхозно-совхозного театра забрали в новый театр. Я и мой муж Тубаев, Майя Шортанова, Ганибов, Абубекир Гоов вместе с нами. Московских гитисовцев (мы так их называли) тоже. Нас соединили в одном театре. Этот театр назвали Государственный драматический театр им. А.Шогенцукова. Вот, с тех пор мы с Мидовым познакомились.
Мы очень жалели, что его мы потеряли. Не надо было нам начальника искусства. Нужно было, чтобы он был режиссером у нас. Потому, что при нем мы ставили такие большие спектакли, как Хокукуну, Жизнь Марьят…? В общем, самые лучшие спектакли, которые кабардинский театр играл — при нем были поставлены и при Шортанове.
Хажмуса очень дорогой для нас, для нашего коллектива. Когда мы потеряли Хажмусу, я считаю, мы такого друга потеряли, что век мы его не забудем! И не забыли…
Килостан Эфендиев –
министр культуры КБАССР,
Заслуженный работник культуры России
Когда руководство республики поручило Мидову Х.Х. возглавить Кабардино-Балкарский Ансамбль песни и пляски, он сделал все, чтобы этот коллектив стал лучшим. Хотя Х.Х.Мидов всю свою жизнь считал себя в первую очередь театральным режиссером и много лет проработал в театре и на телевидении, он посчитал необходимым написать книгу именно об истории становления национальных песни и танца республики. Это сегодня национальные танцевальные и вокальные группы разъединены, а в 1957 году, когда ансамбль впервые стал трижды лауреатом, он объединял коллективы песни и танца.
Я его знал с 1950 г. Полвека по существу. И знал как хорошего человека, скромного, интеллигентного, доступного. И очень мобильного, подвижного в работе.
Я считаю, что его жизнь — большой кусок, большая часть истории зарождения и становления нашей профессиональной национальной культуры. Нашего национального, профессионального театра и истории становления телевидения Кабардино-Балкарии.
Если он что-то делал, он делал качественно, потому что делал это с душой. Со страстным стремлением, чтобы результаты его творческого труда, а он работал с творческими людьми, с артистами, др. специалистами, чтобы эти результаты понравились широким массам зрителей и слушателей. Я думаю, что вся наша интеллигенция, которая создала большую культуру, большую литературу, большое искусство Кабардино-Балкарской Республики и его народа, все должны с гордостью произносить его имя. Если знали его, то никогда не забывать, и следовать его примеру. Стилю его работы, страсти его в труде творческом.
Я преклоняюсь перед его памятью, лично я.
О.Мальбахова
Приятно говорить о Х.Мидове потому, что все с кем мы встречались, говорили о высочайшей внутренней культуре и врожденном чувстве такта Хаджимусы, порядочности, требовательности к себе и другим. При жизни, практически, ничего не писалось и не говорилось о нем, т.к. Х.Мидов был слишком скромным и не любил, когда его пытались, по праву, выделить из остальных. О таких говорят: кристально чистый человек.
Теперь мы можем это сказать.
К сожалению, он этого не может нам запретить.
М.Ульбашев –
Заслуженный артист России
Когда я приехал из Средней Азии в 1957 году, он как раз возглавлял ансамбль «Кабардинка». Он меня пригласил к себе в кабинет, усадил, принимал как родного сына. Очень тепло со мной разговаривал. Спрашивал как там жил, чем занимался, как здоровье, можешь ли начать здесь работать, у нас. Я все объяснил, где работал…
Он говорит: давай так сделаем, у нас сейчас большие надежды на тебя, мы о тебе слышали, мы тебя знаем хорошо. С твоим приездом сюда, мы думаем, наша национальная хореография поднимется на более высокий уровень.
Человек он был обязательный. Я не помню никогда, чтобы он на минутку, на секунду опоздал. В любое время, когда кто-либо приходил в ансамбль, он всегда был на месте. Приходил раньше всех и уходил позже всех. И что мне в нем очень нравилось, он очень тонко понимал наше искусство и особенности нашей национальной хореографии.
У нас была Кураца Каширгова. Ее в республике все знают, изумительная гармониста. Ее даже из Москвы композиторы приезжали слушать, давали ей высокую оценку, даже в то время. Она очень техничная была гармониста, и к ней относились с большим уважением.
Обычно Хажмуса так говорил: «чтобы я не видел, что она на руках носила эту гармошку. Ребята должны носить гармошку. Если кто-то увидит, что она носит гармошку, это будет позор нам, кавказцам. Это недопустимо. Пожалуйста, следите, чтобы гармошку она не носила». И где только мы не были. И в Мурманске и в Москве… и никогда я не видел, чтобы она притронулась к гармошке. Возьмут ребята, принесут гармошку, поставят на стул на сцене, где будут играть. Она приходила, брала гармошку, садилась и начинала играть.
Он был очень приятный человек. С ним работать было легко, потому что он очень глубоко интересовался нашей хореографией, нашими успехами. После концерта он обязательно делал пятиминутки. Говорил, что хорошо, что плохо. Даже говорил, как поклон делать, как выходить. Некоторые не успеют выйти, уже головой махают. Он сам выходил и показывал…
Не знаю ни одного человека, который с ним работал и который лестно о нем не отзывался. Он был всеми любимым человеком.
Лично я бы хотел, чтобы мемориальная доска висела на доме, где он жил. Мне было бы очень приятно, если бы это сделали.
Владимир Дудуев —
Председатель комитета по ТВ и РВ КБР
1970-1986 гг.
Я считал всегда так: Министерство культуры всегда у нас есть. Не было у нас больше 2х — 3х дней, чтобы не было министра. Заместителя министра… Министры приходят и уходят, но он (Х.Мидов) с супругой (В.Косьяненко) оставались у очага культуры нашей республики. Это они не давали этому очагу погаснуть, до конца исчезнуть. Это они, как пчелы, работали у нас в культуре. Бывают такие незаметные люди, потому что по природе своей такие они. Мама их так родила скромными. Их труд незаметен. С ними надо пуд соли съесть, чтобы узнать то, что я знаю сейчас и говорю о них. На Мидова никто не мог руку поднять (переносно), как и я (в т.ч).
Я очень часто вспоминаю, когда мы фестивали вместе готовили, (когда) какие-то мероприятия по республике. Это вокруг него все крутилось. Поэтому, он не мог не быть лидером и на телевидении. Настоящим лидером был не потому, что он кричал больше всех, не потому что он подсказывал много.
От него нужно было получить его мнение. Это не так просто. Бывало так. Я доверял абсолютно ему, поэтому с ним советовался. Вы знаете, он был очень скупой на похвалу в жизни. Я знал, что он видит во мне какие-то положительные качества, но я точно был убежден, что никогда в жизни он не сможет об этом сказать. Это не могло не переходить у него на передачи, которые он готовил. Если Мидов чуть-чуть похвалил в своей передаче или подчеркнул что-нибудь положительное, это — значит, заслуживает этот человек большой похвалы. Мое мнение было такое.
Я с ним не сталкивался (критически). Я смотрел его передачи, где он (работал как) режиссер, только с целью отдохнуть. А не потому, что я что-либо вскрою (из недостатков). Подход его, форма показа или рассказа, штрихи… Всё это очень здорово было у него!
Я говорил так: жаль, что в Кабардино-Балкарии нет золотого запаса. Вот ему можно было поручить его охранять!
Диалог: О.Мальбахова — А.Мидов
— У вас прекрасные архивы, фотографии. Смогут ли ваши дети, внуки по достоинству оценить все, что вы сохраняете в семье.
— Думаю, да, потому что дети относятся с большим уважением к своему дедушке. Они отчетливо представляют себе, какое место он занимал в общественной жизни нашей республики, в ее национальной жизни. И, безусловно, документы, его награды для них будут очень важны и дороги. — А что взяли дети от дедушки?
— Очень интересно: все мои дети рисуют. Будучи школьником, учащимся педтехникума, отец очень много рисовал. И, когда он поступил в театральный институт, одна из курсовых работ была полностью прорисована его рукой: костюмы, декорации, сценические планы. Поэтому с административного факультета его перевели на режиссерский. Его творческий подход к режиссуре с использованием изобразительных элементов как-то просматривается во всех моих детях. Старшие дочери рисуют профессионально, сыновья тоже пытаются рисовать. Тут, некая закономерность просматривается.
О.Мальбахова
Мы наследники культуры и славы, которую преумножали наши старшие. Так пусть сохранится в наших сердцах память о тех, кто ее творил, ибо в этом залог того, что наша национальная культура не только не растворится в сильнейших культурах современного мира, но и получит дальнейшее развитие. Х.Мидов останется в истории культуры республики, в памяти людей как достойный сын своего времени. Первый дипломированный театральный режиссер кабардинского национального театра, человек чести и высокой нравственности.
************
Выдержка из обращения к руководству КБР по поводу 90-летнего юбилея заслуженного деятеля искусств КБР Мидова Хаджи-Мусы Хаджи-Муратовича, подписанного известными людьми Республики:
‘9 мая 2000 года заслуженному деятелю искусств КБР Мидову Хаджи-Мусе Хаджи-Муратовичу исполнилось бы 90 лет. По нашему мнению, он внес значительный вклад в развитие культуры Кабардино-Балкарской Республики. Мидов Х.Х. — первый национальный дипломированный профессиональный режиссер кабардинского театра, член Союза театральных деятелей РФ, поставивший на его сцене целый ряд спектаклей, которые пользовались заслуженным успехом у зрителей.
Талантливый организатор театрального дела, Х.Х.Мидов в начале 50-х годов возглавлял Управление по делам искусств при Совете Министров КБАССР. В 1955-1957гг. он работал директором Кабардино-Балкарского государственного ансамбля песни и пляски, ставшего летом 1957г. лауреатом YI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. За активное участие в подготовке и проведении декады Кабардино-Балкарского искусства в Москве, посвященной 400-летию добровольного присоединения Кабарды к России, Х.Х.Мидов был награжден медалью ‘За трудовое отличие’. С осени 1957г., т.е. практически со времени основания местного телевидения вплоть до ухода на пенсию, Мидов работал режиссером, главным режиссером Кабардино-Балкарской студии телевидения. Сохранив свою привязанность к театру, он экранизировал множество национальных спектаклей, предоставив таким образом возможность увидеть их через эфир жителям всей республики.
Находясь уже на заслуженном отдыхе, Х.Мидов подготовил и издал книгу, посвященную истории и профессиональному становлению Кабардино-Балкарского государственного ансамбля песни и пляски. Х.Х.Мидов — ветеран и инвалид Великой Отечественной Войны, за боевые заслуги награжден орденами ‘Красного знамени’, ‘расной звезды’, ‘Отечественной войны I степени’ и рядом медалей. На наш взгляд, было бы целесообразно отметить 90-летие со дня рождения заслуженного деятеля искусств КБР Мидова Хаджи-Мусы Хаджи-Муратовича установлением посвященной ему памятной доски на доме по пр. Ленина 25 (г.Нальчик), где он прожил большую часть своей жизни.
Обращение подписали: Председатель правления Союза театральных деятелей КБР, заслуженный артист РФ З.А.Ахматов; Заслуженная артистка КБР, народная артистка РФ К.Х.Дышекова; Заслуженная артистка РФ .К..Жекамухова; Заслуженный деятель искусств, народный артист КБР, писатель-драматург З.П.Кардангушев; Заслуженный артист РФ П.З.Мисостишхов; Заслуженная артистка РФ, народная артистка КБР Б.Н.Сибекова; Председатель Нальчикского городского Совета ветеранов войны и труда Ш.Ш.Чеченов; Заслуженная артистка РФ С.С.Шериева; Заслуженный работник культуры РФ К.К.Эфендиев.‘
************
Из характеристик на главного режиссера Нальчикской студии телевидения Мидова Хаджи-Мусу Хаджи-Муратовича.
‘Будучи режиссером Кабардино-Балкарского Госдрамтеатра ( с 1940 по 1942 и с 1946 по 1951 гг.) Мидов зарекомендовал себя как очень честный и неутомимый труженик, верный высоким принципам реалистического искусства.
Его постановки: ‘Каншобий и Гоашагаг’ — З.Кардангушева, ‘Андемиркан’ — М.Диденко, ‘Парень из Кабарды’ — М.Тубаева, Камбот и Ляца’ — А.Шортанова, ‘Любовь Яровая’ — Тренева, ‘Лекарь поневоле’ — Мольера всегда отличались глубиной трактовки и необыкновенной четкой образной доходчивостью. Все спектакли Мидова пользовались заслуженным успехом у зрителей и не случайно на смотре театральной молодежи в 1947 году спектакль ‘Любовь Яровая’ получил высокую оценку, а сам постановщик был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ.
Все это свидетельствует о том, что Мидов, работая с актерами и всем творческим коллективом, умело сводит все компоненты и действенные силы спектакля на сверхзадачи, в которой ясно раскрывается перед зрителями основная идея автора.
В телевизионных постановках Мидов ясен и прост. Но эта простота и лаконичность не что иное, как результат большой и тщательной работы, в которой основными критериями являются: целеустремленность, логика и жизненная правда.
Именно такими были телевизионные постановки Мидова по пьесам ‘Предложение’ и ‘Медведь’ — Чехова, ‘В одной семье’ — Бетова, ‘Случай на ферме’ — Карданова, ‘Ошибка Тугура’ — Шхагапсоева и последняя новогодняя передача.
Не признавая формалистических изощрений, Мидов добивается в своих передачах предельной ясности и чистоты подачи, заботясь о композиционной целостности и действенности в осуществляемых им телевизионных постановках.
То же самое можно сказать и о перенесении им театральных спектаклей в студию ‘Егор Булычев и другие’, ‘Одна ночь’, ‘Хакуакуна’, ‘Жорж Данден’, а также о ведении телевизионных журналов ‘Горянка’, ‘Молодость’ и любых других художественных и общественно-политических передач.
Директор Нальчикской студии телевидения — С.Макитов
‘… Мидов показал себя вдумчивым, ищущим режиссером, работающим над подготовкой телевизионных постановок. Среди них высокую оценку у телезрителей получили такие как: ‘Мудрый кабардинец’, ‘Локан и Сурат’, ‘Дар Серго’. Помимо этого им выдано в эфир много сложных, многокомпонентных передач’.